Позиции рук и ног в классической балентий хореографии.

  1. Позиции ног.
  2. Позиции рук.

Позиции ног.

Развиваясь, классический балет создал свою школу, которая базируется на основных позициях, которые являются началом и опорой для всех остальных балетных па.

Считается, что первым хореографом, который начал создавать терминологию балета, был Пьер Бошан (французском Pierre Beauchamp Pierre Beauchamp), преподаватель танцев французского короля Людовика XIV. Эти разработки относятся к XVII веку. Французская балетная школа, ставшая первым профессиональным балетным училищем (в 1661 году - Академия музыки, в 1672 году - танцевальная академия при Королевской Академии музыки), начала создавать балетную терминологию и определила основные позиции балета, ставшие впоследствии классическими. Поэтому основные термины классического балета, используемые во всех языках, происходят от сроков на французском языке.

Именно знания и умения выполнять основные классические позиции обеспечивает для артиста правильное выполнение па, помогая в создании грациозности и выразительности танца. Из основных позиций образуется множество других танцевальных положений. Все основные балетные позиции выполняются в положении стоя, мышцы собраны, живот втянут, ягодицы подобраны, осанка прямая. Выполнение позиций - это основа основ обучения хореографии вот уже на протяжении двух сотен лет во всех балетных школах. Речь идет не о том, чтобы вернуть только ступни носками в разные стороны, возвращена должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поэтому, все позиции ног в классическом балете поставлены "наизнанку", на этом и основаны основные позиции. Французское слово "en dehors" в терминологии используется для обозначения направления движения, например вращения.

Позиции ног классического балета строго регламентированы. Всего их пять. Все позиции ног показано на рисунке, просмотрите видео для большей наглядности.




Первая позиция ног: пятки вместе, носки врозь, ступни сталкиваются пятками и развернутые Нискэ наружу, образуя на полу прямую линию. Вторая позиция: стопы вывернуты и расположены на одной прямой линии, расстояние между пятками составляют длину стопы (то есть примерно на 33 см). Третья позиция: ступни соприкасаются так, что пятка одной ступни сталкивается с серединой другой ступни (то есть одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко. Четвертая позиция: изнаночные ступни, располагаясь параллельно, отстоят друг от друга на длину стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно. Пятая позиция: ступни, плотно прилегающие друг к другу, расположены рядом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Эта позиция сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают друг к другу.

В ХХ веке выдающийся российско-французский балетный деятель Серж Лифарь, который, кстати родился в Киеве, разработал еще два положения, названных им шестой позиция и седьмой позицией. Эти две позиции не вошедшие в канонические и используются редко.

  • Шестая позиция: ноги расположены обычным параллельным образом.
  • Седьмая позиция: эта позиция исходит из четвертой классической позиции, но с учетом пуантов и каблуков. Существуют две седьмые позиции, в зависимости от расположенной впереди ноги (правая или левая).

Во всех позициях ноги изнаночные. Ступни плотно и равномерно примыкают к полу, без нашествие на большой палец или на мизинец.

Центр тяжести тела точно распределяется на обе ноги. Колени подтянуты, причем во II и IV позиции они представляют собой прямую, а не вогнутую линию.

Сначала рекомендуется изучать I и II позиции ног, стоя лицом к станку, выдерживая каждую из них по восемь тактов.

Руки при этом свободно, на ширине плеч лежат на станке, прикасаясь к нему кистями, локти слегка опущены вниз. Корпус удерживается прямо, диафрагма и тазобедренная часть тела подтянуты, плечи свободно раскрыты и опущены. Председатель содержится en face, взгляд обращен прямо перед собой, шея и мышцы лица не напряжены.

Недопустимо «висеть» на станке, наваливаться на него, смотреть вниз или по сторонам.

Позиции рук.

Основная позиция рук: кисти рук расслаблены, большой и указательный пальцы параллельны, остальные сближены, но при этом свободные, не впритык.

Позиции рук (фр. Port de bras) не так категорически оговорены.

Французская балетная традиция и построена на ней русский доваганивська балетная школа пользовались семью позициями рук в закругленном (фр. Arrondi) и удлиненной (фр. Allongé) формах. Они определялись так:

  • Первая позиция рук: руки опущены вниз и округлены, ладони направлены вверх.
  • Вторая позиция рук: руки с первой позиции плавно поднимаются до уровня живота, плечи свободно опущены вниз.
  • Третья позиция рук: руки со второй позиции плавно поднимаются вверх над головой, кисти сохраняют балетную позицию.
  • Четвертая позиция: одна рука во второй позиции (на уровне живота), другая рука в третьей позиции (над головой).
  • Пятая позиция: одна рука в третьей позиции, другая - прямая, немного в стороне от корпуса.
  • Шестая позиция: одна рука остается у корпуса, другая плавно опускается вниз, во вторую позицию.
  • Седьмая позиция: обе руки разведены в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг.

Кроме этой классической французской методики (7 позиций) итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти в конце XIX века разработал свою методику в 5 позиций:

  • Первая позции: округленные руки на уровне бедер (касаясь пачки).
  • Вторая позиция: руки разведены в стороны под углом вниз и вперед, ладонями вперед. Локти расположены чуть ниже плеч, запястья чуть ниже, чем уровень локтей. Промежуточная позиция между первой и второй позициями называется полувторая позиция (фр .: demi-seconde).
  • Третья позиция: одна рука в первой позиции, другая в полувторой (demi-seconde).
  • Четвертая позиция: существует две четверти позции; 1) четвертая позиция передняя (en avant): одна рука во второй позции, другая в пятой позиции вперед (en avant), 2) четвертая позиция вверх (en haut): одна рука во второй позции, другая в пятой позиции вверх (en haut).
  • Пятая позиция: округление рук в овальной формы. Есть пятая позиция вниз (en bas) вперед (en avant) - позции соответствует российской и французской первой позции; вверх (en haut) - позции отвечает российский Третий позции).

Агриппина Ваганова, прославленный российский педагог балета, в начале ХХ века предложила три основные позиции рук:

  • I - округленные руки подняты на уровне диафрагмы;
  • II - разведены в стороны на уровне плеч;
  • III - поднятые над головой.

Эта схема в три позиции рук является основной в современном отечественном классическом балете.

Классический балет, таким образом современными словарями определяется исходя из основных пяти позиций ног и трех позиций рук.

Занятия по классической хореографии в целом, и изучение основных балетных позиций в частности, является основой в детском хореографическом ансамбле "Колибри".

Добавить комментарий